Закон сохранения энергии

jasper-foter17.12.2010 в 15:14
Закон сохранения энергии

Федеральный закон № 261 об энергосбережении уже год как вступил в силу. Однако пока усилия по реализации его положений носят скорее разрозненный, спешный и не продуманный до конца характер. А потому в результате пока имеем пенопластовые заплаты на пятиэтажках - так люди самостоятельно решают вопросы энергоэффективности.



Голос свыше

Оказывается, Россия в XVIII—XIX веках являлась самой энергоэффективной страной. В частности, потому, что КПД русской печи, а она была в каждом доме, достигал 35%, а английского камина — лишь 8%, а японцы вообще доказали, что русская изба — самое энергоэффективное жилище. Такие факты статистики озвучил Главный архитектор НО Олег Рыбин на круглом столе по теме “Энергосбережение и энергоэффективный подход в современной архитектуре и строительстве”, прошедшем в Нижнем 3 декабря в рамках конкурса ПФО “Современная архитектура и градоустройство “Энергоэффективный дом”. Подробная информация об условиях конкурса на www.gorodn.tv.

Активное освоение природных ресурсов в ХХ веке сделало нас одной из самых НЕэнергоэффективных стран в мире. Чтобы решить проблему, появился Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

По мнению главного архитектора Нижегородской области Олега Рыбина, новый закон прежде всего “дает понимание, что такое энергосбережение. Это реализация правовых, технологических, технических, организационных и других мер, направленных на уменьшение потребления энергоресурсов — без ущерба качеству и эффективности. Что, пожалуй, самое главное в законе”.

Вообще, архитектура и энергосбережение связаны всегда, заметил Александр Худин, профессор кафедры архитектурного проектирования ННГАСУ. И вопрос — как сэкономить? — стоит перед каждым архитектором во всем мире. Особенно если речь идет о жилых зданиях и нужно помимо всего прочего найти компромисс между пользой, прочностью и красотой. В этом смысле корректировка строительных норм в России, которые не менялись почти полвека, — актуальнейшая задача сегодня. И, возможно, новый закон ускорит ее решение.

Если появился закон, считает председатель правления Нижегородской организации “Союз архитекторов России” Сергей Попов, значит, будут и меры.

Дайте денег, идей и морозов!

Одно из положений закона — введение запрета на производство, импорт, продажу с 1 января 2011 года ламп накаливания мощностью 100 Вт и более. С того же числа прекратят закупки “для государственных и муниципальных нужд ламп накаливания всех типов для целей освещения”. Но безопасная утилизация энергоэффективных лампочек, с одной стороны, стоит почти половину от их цены, а с другой — эта система у нас фактически не разработана.

Еще одна проблема, которую “породил” новый закон, — получение зданиями энергетических паспортов — с целью разработки индивидуальных мер по энергоэффективности. Для этого “органы государственной власти и местного самоуправления, регулируемые организации, организации с не менее чем контрольным участием государства или муниципального образования, предприятия ТЭК, организации, ежегодные затраты которых на потребление энергоресурсов составляют более десяти миллионов рублей, обязаны до конца 2012 года и далее не менее одного раза в пять лет проводить энергетические обследования”.

Казалось бы, времени для паспортизации достаточно, но вот что говорит директор ООО “Экотех” Нижегородские Технологии Утепления” Андрей Колеганов: “Диагностику можно проводить только в зимнее время, когда разница температур внутри и снаружи зданий не менее 15 градусов, иначе приборы ничего не покажут. И в этом смысле времени очень мало, а зданий огромное количество. К тому же в Нижегородской области мало энергоаудиторов”. Да и обследования эти немаловажны. Если говорить только о кровле, ограждающих конструкциях и окнах, то после принятия мер экономия тепла и энергии может составить 30%.

А вот ДУКи при реализации закона столкнулись с проблемой дефицита денег, констатирует Олег Тройнов, гендиректор некоммерческого партнерства “Объединения Волго-Вятских Строителей” — саморегулируемой организации. Средств, выделенных по программе софинансирования на корректировку жилых домов Сормовского района в плане энергоэффективности (на 940 домов — 80 млн рублей), хватило только на самые элементарные вещи. Это счетчики, промазка стен, замена окон на пластиковые. Утепление же фасадов и кровли сделали только на двух домах — и поняли, как это дорого и что таких денег у ДУКов нет. Может, стоит разработать программу льготного кредитования, предлагает Олег Тройнов.

А представитель ТСЖ, наоборот, на круглом столе заявил о том, что у них есть деньги — и они с нетерпением ждут предложений и проектов по модернизации существующего жилья.

Энергосберегающие технологии крайне необходимы и среднему бизнесу, считает председатель совета нижегородского регионального отделения “Деловая Россия” Павел Солодкий. В частности, потому, что в Нижегородской области тарифы для средних компаний в два—три раза выше, чем для крупных, и они еще будут расти.

Также Солодкий предложил Олегу Рыбину выступить перед губернатором с инициативой провести конкурс энергоэффективных проектов — и лучшие из них показать на международной выставке коммерческой недвижимости MIPIM во французских Каннах. Это выделило бы как-то Нижний на карте России. Правда, по мнению архитекторов Попова и Рыбина, есть одно “но” — такие проекты должны быть реализованными, иначе интереса в Европе они не вызовут, там этой темой занимаются давно.

Солнце, ветер и навоз

На самом деле в России — и, конечно, в Нижнем — специалисты тоже активно работают над созданием энергоэффективных проектов и технологий. ННГАСУ, к примеру, уже давно сотрудничает с нидерландским университетом Зюйд, где также большое внимание уделяется вопросам энергосбережения. И у наших студентов есть грандиозные разработки.

На круглом столе был представлен проект высотного здания, центральная часть которого является ветровой электростанцией. Сооружение предполагает наличие административного, научно-технического блоков, оранжерей, выставочных и других общественно значимых пространств. Причем, являясь абсолютно энергонезависимым, оно способно обеспечивать своей энергией еще и расположенный рядом на Анкудиновском шоссе технопарк. Из-за ряда ограничений проект в Нижнем вряд ли сможет быть реализован, но в Москве эта идея, возможно, скоро воплотится.

И тут открывается еще одна интересная тема — альтернативные источники энергии. Это и солнечные батареи, о которых вспоминали на мероприятии, установленные на крыше Детской областной больницы нижегородской компанией ООО “Инновационные энергетические технологии”. И газопоршневые когенерационные установки, презентованные почетным Консулом Австрии в ПФО Юрием Титовым, которыми оснащено одно из зданий на улице Пискунова.

Такое оборудование может вырабатывать электроэнергию и тепло одновременно и основано на работе двигателя внутреннего сгорания, приводящего в движение генератор для производства электроэнергии. Тепло в установках получают от охлаждения дымовых газов и самого двигателя. Мини-ТЭС могут работать на дизельном топливе, бензине, природном и сжиженном газе. Подсчитано, что они позволяют снизить затраты на электроэнергию и тепло в два—четыре раза. По словам Титова, эти установки применяют во всем мире, однако Россия до сих пор не приняла закон о когенерации.

А вот в Большом Болдино есть планы запустить установку, извлекающую энергию из жидкого навоза (биогаз). Как и все системы, ориентированные на альтернативные источники энергии, она достаточно дорога, и чтобы ее окупить, нужно часть производимой энергии продавать “на сторону”. Но кому сейчас продашь ее в России?

Людмила ЗУЕВА
Рис. Вячеслава ШИЛОВА
"Биржа" № 48 от 14 декабря 2010 года


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).